E-mail: info@norma34.ru
 

(8442) 23-10-87
+7 (937) 739-29-23
       +7 (961) 084-06-29

Изменения в ФЗ «Об оценочной деятельности»

28.02.2014

В Торгово-промышленной Палате РФ прошло обсуждение законопроекта по внесению изменений в ФЗ «Об оценочной деятельности».

Позицию оценочного сообщества представили Президент НП «СРОО «Экспертный совет» Каминский А.В. и Генеральный директор НП «Деловой союз оценщиков» Шевцова И.А. 26.02.2014 г. на Заседании Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности обсудили законопроект по внесению изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ», подготовленный Минэкономразвития России. Выступление Каминского А.В. состояло из следующих пунктов:

  1. Любой законопроект нужно рассматривать с позиции развития саморегулирования или усиления госрегулирования.
  2. Сущностью саморегулирования является разработка профессиональных стандартов и контроль за их выполнением. Законопроект предусматривает передачу Минэкономразвития РФ инструмента получения полного контроля над разработкой стандартов в области оценочной деятельности, что негативно отразится на системе саморегулирования.
  3. Представленный законопроект необоснованно увеличивает административную нагрузку на оценщиков, СРОО и Росреестр. В частности в нем предлагается обязать Оценщиков уведомлять СРОО о подписанных отчетах об оценке в течение 10 дней с даты подписания соответствующего отчета об оценке, а СРОО – обязать выкладывать эту информацию на сайт в течение одного дня.
  4. Проблема прозрачности оценочной деятельности может быть решена в другой плоскости – необходимо законодательно установить требование открытого размещения в сети Интернет всех отчетов об оценке стоимости федерального, субъектового и муниципального имущества.
  5. Законопроект предлагает изменить определение понятия «рыночная стоимость»: «… наиболее вероятная цена …» «… расчетная денежная сумма …». Предложенная формулировка исключает вероятностный характер рыночной стоимости – при желании следственные органы смогут «обнаружить ущерб» практически в любом отчете об оценке. Вопрос формулирования понятия «рыночная стоимость» требует дополнительного обсуждения, однако очевидно, что указание на ее вероятностную природу должно быть сохранено.
  6. В целом законопроект направлен на усиление госрегулирования в оценочной деятельности, и не решает системных проблем отрасли. Например, одной из первоочередных задач отрасли является введение механизма, предотвращающего использование Национального совета по оценочной деятельности в качестве инструмента недобросовестной конкуренции.

Кроме того в выступлениях Каминского А.В. и Шевцовой И.А. были сформулированы основные законодательные механизмы, которые позволят предотвратить использование Национального совета по оценочной деятельности в целях недобросовестной конкуренции:

  • членство в НСОД должно быть обязательным для всех СРОО (организация автоматически становится членом НСОД при получении статуса СРОО). Обоснование – НСОД должен представлять интересы всей отрасли, а не выборочных СРОО; разрабатывать Стандарты, обязательные для применения всеми Оценщиками России;
  • принцип голосования в НСОД: «1 СРОО = 1 голос». Размер взносов – равный. Если СРОО не оплачивает членские взносы или имеет задолженность по членским взносам за ретроспективные периоды, она имеет только совещательный голос;
  • исключение СРОО из НСОД происходит автоматически только в том случае, когда член НСОД теряет статус СРОО. Обоснование – НСОД должен представлять интересы всей отрасли, а не выборочных СРОО;
  • принципы функционирования НСОД: информационная открытость (раскрытие информации на сайте, при этом требования к раскрытию должны быть не ниже, чем к СРОО), а также публичность (прямая видео трансляция в интернет всех заседаний органов управления, Комитетов, Комиссий, Рабочих групп НСОД, а также размещение в открытом доступе ссылок на видеозаписи всех мероприятий);
  • обязательность ежегодной ротации Председателя НСОД (по аналогии, например, с Российской Гильдией Риэлторов);
  • запрет на предпринимательскую деятельность;
  • функции Председателя НСОД и исполнительного директора НСОД не должны пересекаться;
  • контроль за НСОД должен осуществляться со стороны Росреестра.

Члены Совета ТПП выразили согласие с мнением докладчиков, что рассматриваемый законопроект не служит целям развития саморегулирования. Сопредседатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Апрелев К.Н. предложил, чтобы ТПП выступила в качестве медиатора в рамках конфликта в Национальном совете по оценочной деятельности.